Кейсы цифровой трансформации в реалиях сегодняшнего дня

Цифровая платформа ЖКХ, функционирующая на основе обработки «больших данных»

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

• Некорректно работающее оборудование и сети;  

• Несвоевременное реагирование на аварии инженерной ; инфраструктуры домов. Сложное управление оперативным персоналом

• Некорректные данные потребления коммунальных услуг от абонентов.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ

Решение позволяет повысить эффективность управления МКД и бюджетных учреждений. Платформа позволяет выявлять и восстанавливать неработающие общедомовые приборы учёта, с целью их исключения при расчете по нормативу, а также определять абонентов, передающих некорректные данные о собственном потреблении и определять реальный объем потребления без применения «умных приборов учёта».

Платформа включает в себя:

• ядро взаимодействие с элементами инженерии и сбора данных ;

• ядро анализа большого объема данных и работу алгоритмов;

• ядро платформы для взаимодействие с исполнителями Решение включает в себя технологии AI и предиктивной аналитики, на основании которых формируются рекомендации для совершения конкретного действия, направленного на предотвращение или минимизацию потерь и корректность работоспособности оборудования. Кроме того, платформа снимает и необходимость установки дорогостоящих «умных» индивидуальных приборов учёта для борьбы с убытками.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ

Рекомендации: включение в программу цифровизации ЖКХ показателей по экономии энергоресурсов.

 Финансово-экономическая модель: продажа или абонентская плата за использования платформы .

Данные: по работоспособности инженерии здания и ОДПУ, информация о должниках и неплательщиках, аварийных ситуациях и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

• Платформа позволяет работать со всеми видами ресурсов в одном месте и самостоятельно выявляет проблемы и неполадки, приводящие к перерасходу ресурсов. В 2 раза снижается нераспределённый объем коммунальных ресурсов по сравнению со средним показателем ;

• Платформа позволяет ставить задачи по обслуживанию инженерной инфраструктуры домов непосредственному исполнителю, сокращая время исполнения задачи и как следствие сокращая требуемый штат сотрудников до 35%. Эффект выполнение задач по заявкам населения таким образом достигается до 100% ;

• Решение позволяет выявлять некорректные показания с индивидуальных приборов учета и определение реального объема потребления без применения «умных приборов учёта».

Цифровой водоканал

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

• Незаконное потребление ресурсов абонентами и низкая эффективность производственных процессов сбытового подразделения ;

• Отсутствие современных механизмов управления ремонтными и аварийными работами, высокая стоимость работ и недопоставка/потери ресурса в результате повторных аварий ;

• Сложность аналитической и информационной поддержки принятия управленческих решений на разных уровнях, отсутствие умных инструментов поддержки принятия решений ;

• Низкая эффективность работы технологического оборудования – выявление неоптимальных режимов работы насосного оборудования, отклонения параметров от заданных режимов и повышенный расход энергоресурсов ;

• Коммерческие и технологические потери (утечки, самовольные присоединения к сетям водоснабжения и другое неучтенное потребление).

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ

Решение позволяет повысить прозрачность процессов коммунального предприятия и представляет собой комплексный проект цифровой трансформации, предусматривающий поэтапную автоматизацию аварийно-диспетчерской и ремонтных служб, сбытовых подразделений в части работы с потребителями и потерями и автоматизированной системы управления и контроля соблюдения установленных режимов работы технологических объектов.

Система включает в себя ряд цифровых сервисов:

  • «Обходчик контролер»;
  • «Заявки»;
  • «Центральная панель»;
  • «Анализ Режимов»;
  • «Анализ балансов».

Архитектура решения позволяет встраивать дополнительные модули и подсистемы взаимодействия с другими ИС и ПАК.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ

Финансирование комплексных проектов для большинства Водоканалов возможно только при условии получения региональных или федеральных субсидий, а также грантов различных фондов.

Финансово-экономическая модель: способ оформления отношений (закупка по 44-ФЗ, 223 ФЗ, сервисная модель, лицензионное и агентское соглашение) .

Данные: интеграции с существующими информационными системами предприятий (продукты 1С, расчетные и биллинговые системы, ERP и call-центры, ГИС и SCADA системы, сбор данных с различных проборов и датчиков полевого уровня системы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

• Модуль «Обходчик контролер» позволяет снизить уровень незаконного потребления ресурсов абонентами, повысить производственную эффективность процессов сбытового подразделения за счет оптимального распределения человеческих ресурсов с применением мобильных технологий и компьютерного зрения, и как следствие снизить ФОТ при создании высококвалифицированных рабочих мест и повысить компетенции производственного персонала до 45% ;

• Модуль «Заявки» позволяет создать общее информационное пространство по управлению ремонтными и аварийными работами, для снижения аварийности, а значит существенного повышения качества коммунальных услуг, повышения производственной эффективности и снижения уровня повторных повреждений, как следствие повышения эффективности использования транспортных средств и дорожно-строительной техники ;

• Модуль «Центральная панель» представляет собой единую информационную систему поддержки принятия управленческих решений через умное визуальное представление ключевых показателей через систему гибко настраиваемых дашбордов;

 • Модуль «Анализ Режимов» позволяет повысить эффективность технологического оборудования, а именно сократить затраты на энергоресурсы до 25% за счет выявления неоптимальных режимов работы насосного оборудования, выявления отклонений параметров от заданных режимов ;

• Модуль «Анализ балансов» позволяет снизить объем потерь в сети до 65% и увеличить полезный отпуск ресурсов, обнаружить самовольное присоединение к сетям водоснабжения и другого неучтенного потребления.

Портал общедоступных библиотек региона

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

•Информационная разобщенность библиотек, слабое взаимоиспользование ресурсов библиотек. Снижение возможности библиотек участвовать в информационном обеспечении науки, образования и производства;

 • Высокий уровень бюджетных расходов на закупку литературы;

 • Снижение посещаемости библиотек, снижение востребованности библиотечного фонда и библиотечных услуг среди населения, в том числе среди молодежи.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ

Решение обеспечивает повышение качества и эффективности библиотечного обслуживания населения, повышение востребованности, доступности и комфортности услуг, оказываемых библиотеками. Решение создает единое цифровое пространство библиотек региона с обслуживанием по единому читательскому билету и новыми формами услуг через Единый портал библиотек: чтение онлайн, поиск по единому каталогу с просмотром сведений о наличии изданий, онлайн-заказ, автоматизация услуг бронирования и доставки, онлайн-консультации, электронный формуляр, афиша событий. Решение предназначено для популяризации библиотечного дела и укрепления значимости библиотек в едином социокультурном и информационном пространстве региона, для содействия грамотности, образованности, начитанности.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ

Готовность библиотек к использованию решения. Техническая оснащенность библиотек. Готовность инфраструктуры библиотек в части ведения единого каталога изданий, наличие АБИС. Решение интегрируется с ИРБИС 64.

Финансово-экономическая модель: закупка по 44-ФЗ, 223-ФЗ, сервисная модель, коммерческий контракт.

Данные: о библиотеках, об изданиях и местах их хранения, о заказах услуг бронирования издания, доставки издания, изготовления электронной копии, о проводимых культурно-просветительских мероприятиях

РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

• Создание единого цифрового пространства библиотек региона с обслуживанием по единому читательскому билету и новыми формами услуг через Единый портал библиотек;

 • Улучшение эффективности расходования бюджетных средств на закупку литературы за счет равномерного распределения фондов между библиотеками региона;

• Обеспечение востребованности библиотечного фонда региона, рост востребованности библиотечных услуг среди населения за счет внедрения Единого портала библиотек;

• Библиотекам дана возможность оказывать платные услуги.

 Пример Санкт-Петербурга:

  • вовлечение молодежи (доля возрастной группы 18-34 лет среди пользователей портала – 47%);
  • непрерывный рост количества удаленных обращений к порталу (до 11 000 в день).

Электронное стадо. Повышение эффективности агропромышленных предприятий

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

• Недостаточная эффективность производства за счет низкой автоматизации технологических бизнес-процессов;

• Недостаточный уровень безопасности производства вследствие низкого уровня мониторинга и контроля всех технологических бизнес-процессов;

• Недостаточный уровень эффективности использования государственных средств, выделяемых на поддержку отрасли и конкретного агропромышленного предприятия, вследствие ограниченного мониторинга и контроля их использования.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ

Система Электронное стадо позволяет повысить эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий региона, обеспечить высокий уровень производительности труда за счет исключения неэффективного ручного труда, оптимизации и сокращения числа технологических бизнес-процессов с применением цифровых технологий учета, мониторинга, обработки данных технологических и бизнес-процессов предприятия.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ

Передача данных о состоянии технологических процессов агропредприятий в единую информационную систему «Электронное стадо».

Финансово-экономическая модель: не требует бюджетных расходов.

Данные: технологических и бизнес-процесс, использования оборудования и персонала, иная производственная информация.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

• Высокий уровень технологической, экологической, ресурсной и экономической безопасности производства за счет мониторинга и контроля технологических бизнеспроцессов в режиме реального времени, их полнота и достоверность;

• Высокая эффективность и результативность выделяемых государственных средств на поддержку отрасли и конкретного агропромышленного предприятия вследствие мониторинга и контроля за их использованием в режиме онлайн.

Интерактивная аналитическая панель о структуре потребителей и их поведении «Покупатель»

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

• Низкое качество данных традиционной статистики, как следствие, снижение качества и эффективности управления маркетингом организации (предприятия) ;

• Недостаточная эффективность использования традиционных методов маркетинговых исследований, недостаточный уровень использования геоаналитических данных и инструментов анализа больших данных, недостаточный уровень навыков и знаний сотрудников в области работы с большими данными.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ

Решение позволяет повысить экономическую эффективность деятельности коммерческих организаций за счет использования цифровой платформы, предоставляющей возможность анализа и прогнозирования развития ситуации на потребительском рынке на основании социально-демографических, финансовых и поведенческих характеристик, определяемых исходя из регистрационных и транзакционных данных клиентов Сбербанка. Решение использует предиктивную аналитику на основании собственных алгоритмов машинного обучения и технологий Big Data, позволяет анализировать профиль и поведение физических и юридических лиц по широкому списку показателей в режиме онлайн по 99% населенных пунктов России. Решение предназначено для любой индустрии и компаний в сфере В2С.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ

Наличие функционального заказчика с достаточными компетенциями для внедрения и использования результатов проекта в своей деятельности.

 Рекомендации: популяризация решения в рамках программ поддержки и развития предпринимательства субъектов РФ .

Финансово-экономическая модель: приобретение подписки на период 6/12 месяцев на необходимое количество пользователей .

Данные: данные о социально-демографических, финансовых и поведенческих характеристиках физических и юридических лиц (активность 93 млн. физических лиц и нескольких миллионов юридических лиц).

РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

• Актуальные, достоверные и объективные данные по ключевым макроэкономическим показателям потребительского рынка доступны в режиме реального времени в разрезе регионов, муниципалитетов, населенных пунктов ;

• Подготовка отчетов с использованием алгоритмов машинного обучения и технологий Big Data, их отображение на интерактивной аналитической панели динамической информации. Аналитика позволяет в режиме реального времени:

1. получать данные о социально-демографическом составе населения, ключевых сегментах и миграции потребителей между каналами продаж;

2. отслеживать реакцию покупателей на проводимые продуктовые и маркетинговые изменения;

3. сегментировать покупателей по ключевым параметрам, выделять их доли, влияние на трафик, оборот и динамику изменений данных показателей, а также определять перераспределение трафика и денежного потока между каналами продаж;

4. определять доли лояльных покупателей по лидерам рынка и динамику лояльности.