Кейсы цифровой трансформации в реалиях сегодняшнего дня
Цифровая платформа ЖКХ, функционирующая на основе обработки «больших данных»
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
• Некорректно работающее оборудование и сети;
• Несвоевременное реагирование на аварии инженерной ; инфраструктуры домов. Сложное управление оперативным персоналом
• Некорректные данные потребления коммунальных услуг от абонентов.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ
Решение позволяет повысить эффективность управления МКД и бюджетных учреждений. Платформа позволяет выявлять и восстанавливать неработающие общедомовые приборы учёта, с целью их исключения при расчете по нормативу, а также определять абонентов, передающих некорректные данные о собственном потреблении и определять реальный объем потребления без применения «умных приборов учёта».
Платформа включает в себя:
• ядро взаимодействие с элементами инженерии и сбора данных ;
• ядро анализа большого объема данных и работу алгоритмов;
• ядро платформы для взаимодействие с исполнителями Решение включает в себя технологии AI и предиктивной аналитики, на основании которых формируются рекомендации для совершения конкретного действия, направленного на предотвращение или минимизацию потерь и корректность работоспособности оборудования. Кроме того, платформа снимает и необходимость установки дорогостоящих «умных» индивидуальных приборов учёта для борьбы с убытками.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ
Рекомендации: включение в программу цифровизации ЖКХ показателей по экономии энергоресурсов.
Финансово-экономическая модель: продажа или абонентская плата за использования платформы .
Данные: по работоспособности инженерии здания и ОДПУ, информация о должниках и неплательщиках, аварийных ситуациях и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
• Платформа позволяет работать со всеми видами ресурсов в одном месте и самостоятельно выявляет проблемы и неполадки, приводящие к перерасходу ресурсов. В 2 раза снижается нераспределённый объем коммунальных ресурсов по сравнению со средним показателем ;
• Платформа позволяет ставить задачи по обслуживанию инженерной инфраструктуры домов непосредственному исполнителю, сокращая время исполнения задачи и как следствие сокращая требуемый штат сотрудников до 35%. Эффект выполнение задач по заявкам населения таким образом достигается до 100% ;
• Решение позволяет выявлять некорректные показания с индивидуальных приборов учета и определение реального объема потребления без применения «умных приборов учёта».
Цифровой водоканал
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
• Незаконное потребление ресурсов абонентами и низкая эффективность производственных процессов сбытового подразделения ;
• Отсутствие современных механизмов управления ремонтными и аварийными работами, высокая стоимость работ и недопоставка/потери ресурса в результате повторных аварий ;
• Сложность аналитической и информационной поддержки принятия управленческих решений на разных уровнях, отсутствие умных инструментов поддержки принятия решений ;
• Низкая эффективность работы технологического оборудования – выявление неоптимальных режимов работы насосного оборудования, отклонения параметров от заданных режимов и повышенный расход энергоресурсов ;
• Коммерческие и технологические потери (утечки, самовольные присоединения к сетям водоснабжения и другое неучтенное потребление).
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ
Решение позволяет повысить прозрачность процессов коммунального предприятия и представляет собой комплексный проект цифровой трансформации, предусматривающий поэтапную автоматизацию аварийно-диспетчерской и ремонтных служб, сбытовых подразделений в части работы с потребителями и потерями и автоматизированной системы управления и контроля соблюдения установленных режимов работы технологических объектов.
Система включает в себя ряд цифровых сервисов:
- «Обходчик контролер»;
- «Заявки»;
- «Центральная панель»;
- «Анализ Режимов»;
- «Анализ балансов».
Архитектура решения позволяет встраивать дополнительные модули и подсистемы взаимодействия с другими ИС и ПАК.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ
Финансирование комплексных проектов для большинства Водоканалов возможно только при условии получения региональных или федеральных субсидий, а также грантов различных фондов.
Финансово-экономическая модель: способ оформления отношений (закупка по 44-ФЗ, 223 ФЗ, сервисная модель, лицензионное и агентское соглашение) .
Данные: интеграции с существующими информационными системами предприятий (продукты 1С, расчетные и биллинговые системы, ERP и call-центры, ГИС и SCADA системы, сбор данных с различных проборов и датчиков полевого уровня системы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
• Модуль «Обходчик контролер» позволяет снизить уровень незаконного потребления ресурсов абонентами, повысить производственную эффективность процессов сбытового подразделения за счет оптимального распределения человеческих ресурсов с применением мобильных технологий и компьютерного зрения, и как следствие снизить ФОТ при создании высококвалифицированных рабочих мест и повысить компетенции производственного персонала до 45% ;
• Модуль «Заявки» позволяет создать общее информационное пространство по управлению ремонтными и аварийными работами, для снижения аварийности, а значит существенного повышения качества коммунальных услуг, повышения производственной эффективности и снижения уровня повторных повреждений, как следствие повышения эффективности использования транспортных средств и дорожно-строительной техники ;
• Модуль «Центральная панель» представляет собой единую информационную систему поддержки принятия управленческих решений через умное визуальное представление ключевых показателей через систему гибко настраиваемых дашбордов;
• Модуль «Анализ Режимов» позволяет повысить эффективность технологического оборудования, а именно сократить затраты на энергоресурсы до 25% за счет выявления неоптимальных режимов работы насосного оборудования, выявления отклонений параметров от заданных режимов ;
• Модуль «Анализ балансов» позволяет снизить объем потерь в сети до 65% и увеличить полезный отпуск ресурсов, обнаружить самовольное присоединение к сетям водоснабжения и другого неучтенного потребления.
Портал общедоступных библиотек региона
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
•Информационная разобщенность библиотек, слабое взаимоиспользование ресурсов библиотек. Снижение возможности библиотек участвовать в информационном обеспечении науки, образования и производства;
• Высокий уровень бюджетных расходов на закупку литературы;
• Снижение посещаемости библиотек, снижение востребованности библиотечного фонда и библиотечных услуг среди населения, в том числе среди молодежи.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ
Решение обеспечивает повышение качества и эффективности библиотечного обслуживания населения, повышение востребованности, доступности и комфортности услуг, оказываемых библиотеками. Решение создает единое цифровое пространство библиотек региона с обслуживанием по единому читательскому билету и новыми формами услуг через Единый портал библиотек: чтение онлайн, поиск по единому каталогу с просмотром сведений о наличии изданий, онлайн-заказ, автоматизация услуг бронирования и доставки, онлайн-консультации, электронный формуляр, афиша событий. Решение предназначено для популяризации библиотечного дела и укрепления значимости библиотек в едином социокультурном и информационном пространстве региона, для содействия грамотности, образованности, начитанности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ
Готовность библиотек к использованию решения. Техническая оснащенность библиотек. Готовность инфраструктуры библиотек в части ведения единого каталога изданий, наличие АБИС. Решение интегрируется с ИРБИС 64.
Финансово-экономическая модель: закупка по 44-ФЗ, 223-ФЗ, сервисная модель, коммерческий контракт.
Данные: о библиотеках, об изданиях и местах их хранения, о заказах услуг бронирования издания, доставки издания, изготовления электронной копии, о проводимых культурно-просветительских мероприятиях
РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
• Создание единого цифрового пространства библиотек региона с обслуживанием по единому читательскому билету и новыми формами услуг через Единый портал библиотек;
• Улучшение эффективности расходования бюджетных средств на закупку литературы за счет равномерного распределения фондов между библиотеками региона;
• Обеспечение востребованности библиотечного фонда региона, рост востребованности библиотечных услуг среди населения за счет внедрения Единого портала библиотек;
• Библиотекам дана возможность оказывать платные услуги.
Пример Санкт-Петербурга:
- вовлечение молодежи (доля возрастной группы 18-34 лет среди пользователей портала – 47%);
- непрерывный рост количества удаленных обращений к порталу (до 11 000 в день).
Электронное стадо. Повышение эффективности агропромышленных предприятий
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
• Недостаточная эффективность производства за счет низкой автоматизации технологических бизнес-процессов;
• Недостаточный уровень безопасности производства вследствие низкого уровня мониторинга и контроля всех технологических бизнес-процессов;
• Недостаточный уровень эффективности использования государственных средств, выделяемых на поддержку отрасли и конкретного агропромышленного предприятия, вследствие ограниченного мониторинга и контроля их использования.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ
Система Электронное стадо позволяет повысить эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий региона, обеспечить высокий уровень производительности труда за счет исключения неэффективного ручного труда, оптимизации и сокращения числа технологических бизнес-процессов с применением цифровых технологий учета, мониторинга, обработки данных технологических и бизнес-процессов предприятия.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ
Передача данных о состоянии технологических процессов агропредприятий в единую информационную систему «Электронное стадо».
Финансово-экономическая модель: не требует бюджетных расходов.
Данные: технологических и бизнес-процесс, использования оборудования и персонала, иная производственная информация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
• Высокий уровень технологической, экологической, ресурсной и экономической безопасности производства за счет мониторинга и контроля технологических бизнеспроцессов в режиме реального времени, их полнота и достоверность;
• Высокая эффективность и результативность выделяемых государственных средств на поддержку отрасли и конкретного агропромышленного предприятия вследствие мониторинга и контроля за их использованием в режиме онлайн.
Интерактивная аналитическая панель о структуре потребителей и их поведении «Покупатель»
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
• Низкое качество данных традиционной статистики, как следствие, снижение качества и эффективности управления маркетингом организации (предприятия) ;
• Недостаточная эффективность использования традиционных методов маркетинговых исследований, недостаточный уровень использования геоаналитических данных и инструментов анализа больших данных, недостаточный уровень навыков и знаний сотрудников в области работы с большими данными.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕШЕНИЯ
Решение позволяет повысить экономическую эффективность деятельности коммерческих организаций за счет использования цифровой платформы, предоставляющей возможность анализа и прогнозирования развития ситуации на потребительском рынке на основании социально-демографических, финансовых и поведенческих характеристик, определяемых исходя из регистрационных и транзакционных данных клиентов Сбербанка. Решение использует предиктивную аналитику на основании собственных алгоритмов машинного обучения и технологий Big Data, позволяет анализировать профиль и поведение физических и юридических лиц по широкому списку показателей в режиме онлайн по 99% населенных пунктов России. Решение предназначено для любой индустрии и компаний в сфере В2С.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДАННЫЕ
Наличие функционального заказчика с достаточными компетенциями для внедрения и использования результатов проекта в своей деятельности.
Рекомендации: популяризация решения в рамках программ поддержки и развития предпринимательства субъектов РФ .
Финансово-экономическая модель: приобретение подписки на период 6/12 месяцев на необходимое количество пользователей .
Данные: данные о социально-демографических, финансовых и поведенческих характеристиках физических и юридических лиц (активность 93 млн. физических лиц и нескольких миллионов юридических лиц).
РЕЗУЛЬТАТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
• Актуальные, достоверные и объективные данные по ключевым макроэкономическим показателям потребительского рынка доступны в режиме реального времени в разрезе регионов, муниципалитетов, населенных пунктов ;
• Подготовка отчетов с использованием алгоритмов машинного обучения и технологий Big Data, их отображение на интерактивной аналитической панели динамической информации. Аналитика позволяет в режиме реального времени:
1. получать данные о социально-демографическом составе населения, ключевых сегментах и миграции потребителей между каналами продаж;
2. отслеживать реакцию покупателей на проводимые продуктовые и маркетинговые изменения;
3. сегментировать покупателей по ключевым параметрам, выделять их доли, влияние на трафик, оборот и динамику изменений данных показателей, а также определять перераспределение трафика и денежного потока между каналами продаж;
4. определять доли лояльных покупателей по лидерам рынка и динамику лояльности.